Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:47 

Китайская грамота

На сервисе Яндекс.Перевод появились китайский и тайский языки. Теперь вы можете перевести описание товара в китайском интернет-магазине на русский или изучить историю достопримечательностей Таиланда на местных сайтах, если собираетесь в путешествие и решили вооружиться информацией до зубов. В мобильном приложении Яндекс.Перевод для iOS китайский и тайский языки уже доступны, скоро появятся и в приложении для Android.







Команда Яндекс.Перевода регулярно получает от пользователей просьбы о добавлении новых языков, и китайский был одним из тех, о которых просили больше всего. На Яндекс.Переводе уже есть азиатские языки – в апреле появились вьетнамский, индонезийский и малайский. Дальше корпус азиатских языков будет ещё пополняться.



Всего Яндекс.Перевод знает уже 44 языка, и у каждого свои «трудности перевода», которые приходится учитывать разработчикам сервиса. В китайском, например, нет пробелов, и сочетание иероглифов


@темы: Перевод, ya.ru:text, ya.ru:author:24856902

10:11 

Товары детворы

Сегодня на Яндекс.Маркете появился новый раздел детских товаров. Там представлены сотни тысяч предложений от 2630 магазинов — от подгузников и колясок до школьных ранцев и подростковой одежды.

Новый раздел мы создавали по аналогии с Гардеробом — виртуальным гипермаркетом одежды, запущенным на Маркете в сентябре 2012. И для детских товаров, и для одежды важен визуальный поиск — то есть людям нужно в первую очередь увидеть саму вещь, а потом уже почитать описание и рассмотреть детали. Поэтому в интерфейсе нового раздела много внимания уделено именно изображениям: они иллюстрируют и категории на главной странице, и товары в отдельных категориях.

Другая важная особенность детского раздела — возможность выбирать товар по множеству разных параметров, в том числе уникальных для разных категорий товаров. Благодаря этому вы можете быстро найти нужные вещи с любимыми персонажами ребёнка — например, ранец со смешариками, электромобиль с человеком-пауком или мяч со смурфиками. А также — выбрать настольную игру для ребёнка 5-7 лет или посмотреть, какие трансформеры со звуковыми эффектами есть в продаже.

Если один и тот же товар продаётся в нескольких магазинах, все предложения автоматически объединяются с помощью технологии кластеризации. Поэтому вы можете не обходить все известные детские магазины, сравнивая цены и фотографии, а увидеть сразу всё на одной странице.

Из наших исследований мы знаем, что обычно люди выбирают товары в интернете долго и вдумчиво, просматривают много разных вещей — особенно когда речь идёт о детских игрушках или одежде. Если какой-то товар понравился, но решение о покупке хочется принять позже, его можно отложить. Таким образом можно составить список будущих покупок — например, всё, что понадобится к школе. Кроме того, людям часто важен бренд товара, поэтому список брендов мы вынесли на главную страницу.

Попасть в новый раздел Маркета можно прямо со страницы результатов поиска Яндекса — в поиске работает колдунщик, который поможет вам сразу перейти к выбору нужного товара. К примеру, в ответ на запрос [конструктор Lego] поиск покажет несколько разных моделей и их цены на Маркете.

.


@темы: ya.ru:author:5105614, ya.ru:text, Маркет

14:01 

Связи городов русских

Сегодня мы опубликовали исследование о том, как города России связаны поисковыми запросами друг о друге. На карте поисковых связей видно, как сильно жители одних городов тяготеют к другим и какие города вызывают наибольший интерес.

Фрагмент карты поисковых связей российских городов

Названия городов России встречаются в шести процентах поисковых запросов российских пользователей Яндекса. В трёх случаях из десяти пользователи спрашивают о городах, в которых сами не живут — и чем больше город, тем больше о нём задают запросов. Лидируют по числу запросов Москва, Петербург, Новосибирск и Екатеринбург.

Однако популярность города не всегда связана с его размером. Например, о курортных городах Сочи, Пятигорске, Ялте и Феодосии спрашивают гораздо чаще, чем о других городах с той же численностью населения. А, скажем, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Назрань и Махачкалу, напротив, ищут гораздо меньше, чем другие города такого же размера.

Любопытно, что Москвой интересуются в основном в городах Центральной России (30 процентов запросов) и Северного Кавказа (20 процентов запросов). А вот в Сибири и на Урале запросов о Москве не так много — около шести процентов.

Больше информации, а также интерактивную карту поисковых связей российских городов ищите на странице исследования.

.


@темы: ya.ru:author:5105614, ya.ru:text, исследования

14:59 

Вертикальный баннер на главной Яндекса

Несколько дней назад на главной странице Яндекса появился вертикальный рекламный баннер. Выглядит он так:

Вертикальный баннер на главной странице Яндекса

Привычный горизонтальный также продолжает работать — хотя одновременно вы их, конечно, не увидите. На главной странице всегда один баннер.

По клику вертикальный баннер можно развернуть на три четверти экрана — тогда он превращается в полноценную промостраницу, на которой можно, например, посмотреть ролик или поиграть в игру.

Вертикальный баннер в развёрнутом состоянии


Прежде чем запустить новый баннер, мы провели длительный эксперимент. Он показал, что пользователям интересен такой формат — 42%, почти половина всех, развернувших баннер, вовлекаются в интерактив.

Больше об эксперименте с вертикальным баннером и особенностях нового формата рекламы читайте в блоге рекламных технологий Яндекса.

Ну а если вы не хотите видеть никаких баннеров на главной странице Яндекса, то рекламу на ней можно выключить совсем.

.


@темы: главная страница, ya.ru:author:5105614, ya.ru:text

12:44 

В поисках неуловимых частиц

Завтра, 2 июля, в московском офисе Яндекса пройдёт семинар, посвящённый новому эксперименту Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН). Для нужд эксперимента Яндекс предоставит ЦЕРНу свои технологии обработки данных, а студенты и исследователи Школы анализа данных будут работать вместе с учёными ЦЕРНа.

В результате эксперимента под названием SHIP могут быть обнаружены частицы, которые позволят расширить Стандартную модель и по-новому взглянуть на устройство Вселенной. Пока это только проект — в головах и черновиках. Путь от идеи до запуска нового детектора займёт не меньше семи лет.

На семинаре Андрей Голутвин, профессор Имперского колледжа Лондона, научный консультант директора ЦЕРН, расскажет о самом эксперименте SHIP, а руководитель группы академических проектов Яндекса Андрей Устюжанин — о том, как могла бы выглядеть эффективная и масштабируемая модель хранения, обработки и анализа данных для нужд такого эксперимента. Создание такой системы — очень сложная задача, она требует уникального сочетания навыков и знаний из разных областей: фундаментальной науки, инженерии данных, распределённых систем и программирования.

Яндекс сотрудничает с ЦЕРНом с 2011 года, когда мы начали предоставлять ЦЕРНу свои серверные мощности. В апреле 2012 специалисты Яндекса разработали поиск по событиям эксперимента LHCb. В январе 2013 Яндекс стал ассоциированным членом европейского Центра ядерных исследований в рамках проекта CERN openlab, а у учёных из ЦЕРНа появился доступ к технологии машинного обучения Матрикснет и новым вычислительным мощностям.

Вы можете посмотреть онлайн-трансляцию семинара на странице мероприятия. Во время семинара докладчики будут отвечать на вопросы, заданные в твиттере с хэштегом #yascience или по Skype.

.


@темы: ya.ru:author:5105614, ya.ru:text, конференции и семинары, наука и образование

13:43 

Почему Умную строку в Яндекс.Браузере называют умной

Современные браузеры могут обходиться без многих элементов, которые когда-то казались необходимыми. Но адресная строка — поле, куда пользователь вводит адрес сайта, — кажется, будет существовать вечно. Она была в первых массовых браузерах и продолжает использоваться по сей день. Строка постоянно совершенствуется: например, она научилась подсказывать адреса сайтов, опираясь на историю браузера. Кроме того, почти во всех современных обозревателях адресная строка умеет обрабатывать не только адреса, но и поисковые запросы. Если ввести в неё, например, запрос [расписание кинотеатров], в браузере откроется страница поисковика с результатами поиска.

Яндекс.Браузер не исключение — в его адресную строку, которую мы называем Умной строкой, можно вводить и адреса сайтов, и поисковые запросы. У нашей Умной строки, однако, есть и другие особенности, о которых, к сожалению, знают не все. Поэтому мы решили посвятить им отдельный рассказ.

Яндекс с 1990-х годов специализируется на поиске. Накопленный опыт позволяет нам понять, как действуют и что рассчитывают получить пользователи в тех или иных ситуациях. Например, классическая цепочка поиска информации через браузер выглядит следующим образом:

1. Пользователь вводит поисковый запрос в адресную строку браузера.
2. Браузер показывает подсказки и помогает уточнить запрос.
3. Загружается страница поисковой системы с результатами поиска.
4. Пользователь выбирает сайт, переходит на него и получает нужную информацию.

Цепочка состоит из четырёх этапов. Разработчики обратили на это внимание и решили её упростить исходя из типичных задач, стоящих перед пользователями. Итак, Яндекс.Браузер умеет:

Подсказывать адрес сайта
Зачастую пользователь не помнит адрес нужного ему сайта. Тогда он вводит в адресную строку название сайта, чтобы найти его через поиск. Яндекс понимает, что такой пользователь уже знает, на какой сайт он хочет попасть. Нет смысла отправлять его на страницу с результатами поиска, проще сразу подставить в подсказки нужный адрес. Примерно так:

Подсказки в Умной строке Яндекс.Браузера

Чем популярнее среди пользователей тот или иной сайт, тем выше его шансы появиться в подсказках. При этом важно понимать, что подсказывать адрес сайта на основе личной истории посещённых страниц умеют практически все современные браузеры. Яндекс.Браузер научился давать подсказки о сайтах, на которых пользователь ещё не был.

Реагировать на млюсщь и ьфзыюнфтвучюкг
Русский язык — родной для Яндекса, но так сложилось, что в интернете принято писать адреса сайтов на латинице. Это означает, что пользователям очень часто приходится переключать раскладку клавиатуры. В результате vk.com может превратиться в млюсщь. Большинство современных браузеров достаточно умны для того, чтобы расшифровать исходный запрос и подобрать подсказку уже в правильной раскладке. Вот только в этом случае браузер уже не станет подсказывать адрес, а отправит в поиск. Например:

Подсказки в Chromium


В Яндекс.Браузере мы сделали всё для того, чтобы русскоязычные пользователи не испытывали неудобств. Даже если вы забыли переключить раскладку и ввели запрос на абракадабре, браузер не только поймёт слово, но и найдёт сайт, соответствующий истинному запросу, или сразу ответит на вопрос.

Автоматическая транслитерация в Яндекс.Браузере

У нас есть любимый пример. Если вбить в Умную строку букву «ь», то наш браузер предложит перейти на самый посещаемый вами ресурс, адрес которого начинается с буквы «m». Жмём Enter и попадаем на сайт, а не отправляемся в поисковик искать мягкий знак.

Мягкий знак превращается в Яндекс.Карты


Отвечать на простые вопросы
Иногда пользователи ищут ответы на простые и весьма однозначные вопросы. Например, их может интересовать время в том или ином городе или курс доллара на сегодня. Яндекс уже знает точный ответ на эти вопросы, а значит, и браузер может ответить на них прямо в подсказках.

Курс евро в подсказках Яндекс.Браузера

Яндекс.Браузер знает время и погоду как в вашем регионе, так и в других городах. Он может подсказать текущий официальный курс валют. Ему известны высота Килиманджаро и глубина Белого моря. Он умеет быстро переводить слова с одного языка на другой. А ещё Яндекс.Браузер удобно использовать вместо калькулятора:

Калькулятор в Умной строке Яндекс.Браузера

Умная строка — лишь одна из составляющих нашего браузера. У него есть много других свойств, которые упрощают работу в интернете — например, режим Турбо или просмотрщик офисных документов. О каких-то из этих свойств мы уже рассказывали, а о каких-то расскажем в дальнейшем. Скачать Яндекс.Браузер, чтобы попробовать его в действии, можно здесь.

.


@темы: ya.ru:author:5105614, ya.ru:text, Браузер

14:51 

Яндекс.Транспорт. Избранное

С момента выхода первой версии приложения Яндекс.Транспорт прошло уже больше года. За это время география Транспорта выросла с пяти до нескольких десятков городов и продолжает расширяться. Сегодня мы добавили в Яндекс.Транспорт возможность, о которой просили многие пользователи, — избранные остановки и маршруты. Теперь вы можете отметить свою остановку и те маршруты, которыми регулярно пользуетесь, чтобы видеть на карте только нужный вам транспорт.





Для управления избранным необходимо авторизоваться под своей учётной записью на Яндексе, а чтобы следить за движением нужных маршрутов на карте, просто включите в настройках приложения слой «Мои маршруты».



Избранное работает только в тех городах, где приложение показывает движение транспорта на карте в реальном времени. Это Воронеж, Екатеринбург, Казань, Калининград, Красноярск, Липецк, Москва и область, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Челябинск, Череповец, а также Астана и Киев, который мы добавили в этом обновлении. Ещё в 68 городах России, Беларуси, Украины и Казахстана приложение Яндекс.Транспорт позволяет посмотреть информацию об остановках и маршрутах общественного транспорта.



Скачать обновлённое приложение Яндекс.Транспорт можно в Яндекс.Store, Google Play и App Store..


@темы: ya.ru:author:5105614, ya.ru:text, мобильные приложения, транспорт

19:48 

Проблемы с отображением результатов поиска Яндекса

Днём 12 мая мы начали получать жалобы на некорректную работу поиска. Что результаты поиска выглядят странно, а иногда по самым обычным запросам Яндекс вообще ничего не находит. К примеру, у одного из наших пользователей ответ на заданный запрос выглядел так:





Как выяснилось, эти проблемы были вызваны работой расширения для браузера AdBlock Plus, которое блокирует рекламу на сайтах. Поздно вечером 11 мая правила блокировки изменились таким образом, что это расширение начало блокировать элементы, не относящиеся к рекламе. Это и привело к искажению результатов поиска Яндекса.



Исправления в правила AdBlock Plus уже внесены, однако они вступают в силу медленно — поэтому проблемы могут сохраняться ещё некоторое время. Это уже не первый случай, когда работа расширения, которое должно блокировать рекламу, приводит к некорректному отображению результатов поиска Яндекса. Поэтому, если вы хотите избежать искажений вёрстки результатов поиска, добавьте в настройках AdBlock Plus исключение для yandex.ru. Мы составили инструкцию для некоторых браузеров, в которых часто используется это расширение, — Chrome и Яндекс.Браузер:







И Firefox:



.


12:49 

Чистка окуня за 10 секунд

Каждую неделю российские пользователи задают в поиске Яндекса 200-300 тысяч запросов о том, как сделать что-то за определённый промежуток времени. Мы проанализировали эти запросы и выяснили, что люди хотят сделать за несколько секунд:







И что хотят успеть за несколько минут:







Больше подробностей ищите на странице исследования «"Стать феей за секунду" — что хотят сделать за несколько секунд или минут»..


@темы: ya.ru:author:5105614, ya.ru:text, исследования

12:59 

Первый год факультета компьютерных наук

В прошлом году в Высшей школе экономики появился факультет компьютерных наук, созданный при участии Яндекса. На первый курс поступило более 320 человек. Специалисты Яндекса принимали активное участие в разработке программы обучения и преподавании в бакалавриате «Прикладная математика и информатика», и вот каким был первый год обучения студентов этой программы.



Михаил Левин, руководитель службы анализа больших данных в Яндексе, один из преподавателей факультета компьютерных наук ВШЭ:

Михаил Левин, руководитель службы анализа больших данных в Яндексе

На факультет поступило неожиданно много студентов. Сначала на «Прикладной математике и информатике» у нас было сто бюджетных мест. Однако к середине июля мы получили куда больше ста заявлений только от олимпиадников, которые могли рассчитывать на поступление без экзаменов. В итоге за счёт ВШЭ увеличили количество бюджетных мест и набрали около двухсот человек — почти в два раза больше, чем собирались. Вместо одного лекционного потока сформировали два.



В первом и втором модулях студенты изучали программирование на Python и C++, в третьем начался базовый курс алгоритмов. Кроме того, первокурсникам преподавали математический анализ, дискретную математику, линейную алгебру и геометрию (на сайте ВШЭ можно изучить общую программу бакалавриата целиком). Многие семинаристы — сотрудники Яндекса. Лекторами по некоторым курсам также были специалисты из Яндекса, а кроме того мы пригласили хороших лекторов из НМУ, с мехмата. Большинство наших семинаристов и лекторов получили от студентов высокие оценки.



На входе мы проводили тестирование по математике и программированию (кстати, по ссылке можно проверить свои силы и сравнить результаты с результатами наших первокурсников). Оно было нужно, чтобы создать пилотную группу из наиболее сильных и готовых к дополнительной нагрузке студентов. На семинарах они уходят вперёд или рассматривают темы более глубоко, а также сдают более продвинутые факультативы по математике и алгоритмам.



Студенты пилотной группы ПМИ ФКН

С первого курса студенты ПМИ ФКН начинают проектную работу. Проектный семинар стартовал в третьем модуле. Индивидуальными проектами наших студентов руководят более 25 менторов из IT-индустрии и науки. Темы проектов простираются от приближенных решений задачи коммивояжера, архиватора и написания ботов, хорошо играющих в 2048, до веб-схемы метро с поиском маршрута, распознавателя капчи, кластеризации раковых транскриптов и сервиса статистического анализа истории рыночных цен финансовых активов, в общем — смотрите сами. В конце третьего модуля студенты сдали промежуточные отчёты, и сейчас у большинства из них уже есть работающие прототипы.



С первых дней на факультете начал работу центр студенческих олимпиад ВШЭ под руководством Михаила Густокашина. Тренировки проходят два раза в неделю — на факультете и в Яндексе. К нам поступили очень сильные олимпиадники, имеющие опыт в спортивном программировании, и результаты не заставили себя ждать. Две команды дошли до полуфинала международного студенческого чемпионата по программированию ACM ICPC, одна из них вышла в финал. Это очень сильный результат: команда состояла целиком из первокурсников, и ребята выступили лучше всех команд первокурсников в России.



Конечно, на факультете есть не только бакалаврские программы. У нас продолжает работать магистратура, в которой, в том числе, есть отделение ШАДа. Была разработана новая магистерская программа — «Математические методы оптимизации и стохастики», под руководством Владимира Спокойного. Также мы организовали аспирантскую школу по компьютерным наукам со своим научным семинаром.



В этом году на ФКН были созданы Коллоквиум и IT-лекторий. Коллоквиум — научное мероприятие, на нём выступали с лекциями различные российские и зарубежные ученые, например, Александр Шень, Штефан Хаар, Дмитрий Ветров, Илья Разенштейн, Глеб Гусев, Макс Канович, Владимир Спокойный и другие. IT-лекторий — место, где выступают специалисты их разных компаний и рассказывают об интересных проектах в IT-индустрии. Нас посетили представители Яндекса, Facebook, ВКонтакте, Одноклассников, Крока, SAP и других компаний.



Кроме того, Яндекс учредил стипендию имени Ильи Сегаловича, которая присуждается ежегодно трём аспирантам, трём магистрам и 10 бакалаврам факультета компьютерных наук. Недавно стали известны имена первых лауреатов стипендии.



Присуждение стипендии имени Ильи Сегаловича



В этом году приём документов в бакалавриат факультета компьютерных наук начнётся 20 июня, в магистратуру — 2 июня. С критериями приема можно ознакомиться на сайте приёмной комиссии Высшей школы экономики. Порядок приёма победителей и призёров олимпиад школьников на 2015 год будет опубликован не позднее 1 июня.



Больше информации для абитуриентов вы можете найти на сайте факультета. Кроме того, завтра, 29 апреля, состоится презентация факультета компьютерных наук. По ссылке вы можете посмотреть прямую трансляцию мероприятия, она начнётся в 17:00 по московскому времени. Если у вас остались вопросы — задавайте их в комментариях..


@темы: ya.ru:author:5105614, ya.ru:text, наука и образование

12:37 

Яндекс.Алгоритм-2015

Сегодня мы открываем регистрацию на чемпионат по спортивному программированию Яндекс.Алгоритм-2015. В этом году чемпионат пройдёт полностью в онлайне, на платформе Яндекс.Контест. Участником может стать каждый, кто умеет решать алгоритмические задачи и воплощать решения на одном из 13 языков программирования.



Яндекс.Алгоритм состоит из нескольких отборочных раундов, в каждом из которых нужно решить пять задач за 100 минут. В финал, который состоится 6 августа, выйдут 25 лучших по результатам отбора. Призёров ждут денежные призы: 300 тысяч рублей за первое место, 150 — за второе и 90 — за третье. Кроме того, 512 сильнейших участников Алгоритма получат футболки от Яндекса.



Спортивное программирование — область, в которой нужно уметь решать очень сложные задачи за очень короткое время. Насколько это умение нужно программисту при написании промышленного кода? Мы задали этот вопрос сотрудникам Яндекса, которые занимались или занимаются спортивным программированием, и узнали, как этот опыт помогает (или мешает) им в работе.





Яндекс.Алгоритм проводится в третий раз. В 2013 и 2014 годах победу в чемпионате одержал белорус Геннадий Короткевич. Разбор задач чемпионатов прошлых лет можно найти в нашем техноблоге на Хабрахабре (задачи Яндекс.Алгоритма-2013 и Яндекс.Алгоритма-2014)..


@темы: спортивное программирование, ya.ru:text, ya.ru:author:5105614

13:55 

Колдунщик цветов: возвращение

Если вы когда-нибудь задавались вопросом, какого цвета бедро испуганной нимфы, недоумевали, о каком таком «перванше» идёт речь в любимой книге, или хотели перекодировать нужный оттенок из RGB в HSV, вы уже наверняка знакомы с колдунщиком цветов Яндекса. Если нет, то вот он, просим любить и жаловать.





Колдунщик цветов появился в 2008 году. К нему быстро привыкли: кому-то он помогал в работе, кому-то просто нравилось вращать барабан и узнавать о существовании цветов вроде «бисмарк-фуриозо». Но летом прошлого года страница результатов поиска поменяла интерфейс, и некоторыми возможностями пришлось временно пожертвовать — в том числе и колдунщиком цветов. Зато вернулся он в улучшенном виде.



Старый колдунщик знал 234 цвета. В новом их стало 1010: мы взяли за основу несколько существующих списков именованных цветов (это те, за которыми закреплены конкретное название и координаты в стандартных цветовых моделях вроде RGB) и добавили несколько оттенков, названия для которых придумали сами. Теперь нужно было разложить эти цвета по порядку — чтобы людям было удобно пользоваться колдунщиком, переходы между соседними цветами должны быть плавными. Надо ли говорить, что это оказалось и сложнее, и интереснее, чем мы думали.



Так выглядел наш набор цветов до сортировки.





Вручную выстроить эти цвета в плавную последовательность практически невозможно. Один и тот же цвет на глаз воспринимается по-разному — в зависимости от его окружения. Когда меняешь расположение одного цвета, нужно передвигать и другие. Местоположение одних только оттенков синего можно выверять до бесконечности. Очевидно, что эту задачу нужно решать математически.



В упрощенном виде её можно сформулировать так: нужно нанизать 1010 цветов на нитку — так, чтобы получившиеся бусы максимально плавно меняли окрас. Тут необходимо учитывать, что нитка одномерная, а все модели цветового пространства как минимум трёхмерны. Это связано с физиологией человеческого зрения. Фоторецепторы, с помощью которых мы различаем цвета, — колбочки — делятся на три типа, по чувствительности к разным длинам волн света. Первые интенсивно реагируют на фиолетово-синюю часть спектра, вторые — на зелёно-жёлтую, третьи — на жёлто-красную. Например, если раздражены два последних типа рецепторов, то мы видим жёлтый цвет, если только последние — красный.



Такая физиология человеческого восприятия отражена в цветовой модели RGB. Это трёхмерное пространство, заданное осями, по которым увеличивается интенсивность красной (red), зеленой (green) и синей (blue) компонент. Поместить наши цвета в это пространство никакой проблемы не составляет — их координаты известны. Проблема — в плавности переходов от одного цвета к другому.





Чтобы переход был плавным, две соседние «бусины» должны минимально отличаться по цвету — для человеческого восприятия. Это уточнение не такое очевидное, каким кажется. Логично предположить, что чем меньше один цвет отстоит от другого в математической модели, тем меньше они отличаются на глаз. Значит, необходимо найти такое расположение для нашей нитки, чтобы между последовательными бусинами-цветами было наименьшее расстояние. Это верный ход мысли, но не для всякой цветовой модели.



Цветовые пространства большинства моделей, в том числе и RGB, не однородны для нашего восприятия. Другими словами, человеческим глазом один и тот же сдвиг по осям координат ощущается по-разному в разных цветовых регионах. Если взять два цвета — например, красный и тёмно-зеленый — и изменить их координаты так, чтобы сдвиг по всем трём осям был равным и параллельным, то на глаз разница между красным и получившимся тёмно-красным будет больше, чем между тёмно-зеленым и тёмно-тёмно-зеленым. Это значит, что если мы найдем математический алгоритм, который по оптимальному маршруту обойдёт все интересующие нас объекты такого цветового пространства и нанижет их на одномерную нитку, то для человеческого глаза изменение её окраса не будет равномерным — а мы-то хотели добиться именно этого.



Одна из моделей, в которых визуальная однородность достигается математическими средствами, назвается CIELAB — в ней-то мы и решали нашу задачу. По своему устройству CIELAB принципиально отличается от RGB: оси координат в ней задают яркость и две пары противоположных цветов (красный — зеленый, синий — жёлтый).





Итак, мы поместили наши 1010 цветов в пространство, где геометрическое расстояние между цветами соответствует восприятию разницы между ними. Теперь нам осталось обойти их так, чтобы расстояние между каждыми двумя последовательными элементами было бы минимальным.



Тут напрашивается решение с помощью алгоритма «ближайшего соседа»: выбираем точку, которая к нам ближе всего, добравшись до неё, ищем новую ближайшую точку и так далее. Однако алгоритм «ближайшего соседа» решает только локальную задачу, игнорируя картину в целом. Представьте себе архипелаг, острова которого разбросаны так же неравномерно, как 1010 цветов в нашем пространстве. Если путешествовать по ним, каждый раз двигаясь к ближайшему острову, мы в результате рискуем очень скоро оказаться, например, на южном краю архипелага, оставив не охваченными еще десять островов на севере. Тогда нам придется совершить длинный перелет, или, в нашем случае, — резкий переход от одного цвета к другому. Так что это решение нам не подходит.



Задача, с которой мы столкнулись, улучшая колдунщик цветов, представляет собой частный случай одной из самых известных задач комбинаторной оптимизации — задачи коммивояжёра. В классическом виде она заключается в том, чтобы найти самый короткий маршрут, который позволил бы коммивояжёру хотя бы раз оказаться в каждом из городов в его списке, а в конце пути вернуться в исходную точку. Правда, мы имели дело не с плоской картой, а с трёхмерным пространством, но в остальном картина похожа: коммивояжёру предстояло посетить пляж Бонди, пески пустыни, горный луг, Мичиганский университет и ещё 1006 пунктов и при этом пройти по оптимальному маршруту. Как и для большинства классических задач, для задачи коммивояжёра существуют готовые алгоритмы оптимизации. Применив их к нашему случаю, мы получили вот такой цветной путь коммивояжёра в 3D.





Теперь повторить путь коммивояжёра в цветовом пространстве CIELAB вы можете на странице результатов поиска. Просто поищите, например, [цвет Яндекса]..


@темы: ya.ru:author:5105614, ya.ru:text, Поиск, колдунщики

12:27 

Облачные фотографии на Земле

Каждый день пользователи Яндекс.Диска автоматически сохраняют несколько миллионов фотографий, сделанных в самых разных местах. Мы проанализировали обезличенные данные по снимкам 2014-2015 годов и увидели, когда и где люди чаще фотографируют.

Летние фотографии с мобильных устройств
По клику на изображение откроется полная карта фотографий. Сезон можно выбрать в левом верхнем углу.

По данным Яндекс.Диска

В любое время года много снимков из крупных городов России, Украины и Беларуси. В Европе круглый год снимают Париж и Прагу, а летом — ещё Барселону и Рим. Кроме того, на карте хорошо видны курорты. Зимой становится больше фотографий из Юго-Восточной Азии, а летом — из Европы, с Чёрного и Средиземного морей.
Вот так, например, выглядит побережье Турции в разные времена года:


О том, когда больше всего фотографируют, читайте в небольшом исследовании по данным сервиса Яндекс.Диск.

.


@темы: ya.ru:author:24856902, ya.ru:text, Диск, исследования

11:28 

Объединённые карты в новом интерфейсе

Сегодня мы представляем новые Яндекс.Карты. Во-первых, сервис сменил интерфейс. Это видно сразу: теперь самое главное — карта — занимает всё окно браузера. Панорамы тоже открываются на полном экране: ничто не будет отвлекать вас, скажем, от изучения изразцов на стенах ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове или туннеля Кругобайкальской железной дороги. Карточки объектов научились не только подсказывать адрес, но и показывать, как улица выглядит на панорамах, — так проще найти нужный дом. Заодно карточка поможет построить до места назначения маршрут. Если вариантов проезда несколько, их можно сравнить прямо на карте и выбрать самый удобный.


Впервые новый интерфейс Яндекс.Карт мы показали в октябре 2013 года. До сегодняшнего дня он был доступен в бета-версии.

Андрей Кармацкий, руководитель службы дизайна геоинформационных сервисов:

Андрей Кармацкий, руководитель службы дизайна Яндекс.КартМы начали работать над новым дизайном Яндекс.Карт в марте 2013 года. До этого мы собрали статистику и отзывы по текущему интерфейсу и выяснили, для чего люди чаще всего используют карты и как они с ними взаимодействуют. Если кратко, то основные сценарии такие: посмотреть карту, посмотреть пробки, найти конкретное место или организацию, построить маршрут, сохранить или распечатать карту. Эти сценарии нам было важно заложить в новый интерфейс в первую очередь. Кроме того, работая над Картами, мы осознали ещё одну важную вещь: собственно интерфейса на сервисе должно быть мало, а контента — карт и панорам — много. И стали чуть более критично смотреть на количество кнопок на экране.

Все гипотезы мы ещё раз проверили, проанализировав и кластеризовав несколько тысяч пользовательских сессий, и в октябре 2013 года запустили бета-версию Яндекс.Карт. С тех пор многое дополнилось и улучшилось, и наконец новый интерфейс стал доступен всей аудитории сервиса на всех устройствах — компьютерах, планшетах и смартфонах. Сейчас на Картах всё ещё нет некоторых возможностей и инструментов, которые были в старом интерфейсе, но мы ни о чём не забыли. Мы хотим оценить их востребованность и действительно нужные вернуть, сделав их лучше.

Второе изменение на сервисе касается содержимого карт. Мы начинаем объединять карты, над которыми работают профессиональные картографы, и Народную карту, над которой работают пользователи. В результате на сервисе появятся подробные схемы всех городов России, больших и маленьких. Посмотреть схемы можно и сейчас — на слое «Народная карта», но после объединения пользователи смогут строить по улицам всех населённых пунктов маршруты.

Сама Народная карта превращается в редактор Яндекс.Карт — ссылка на него находится в меню, обозначенном буквой "i", в левом нижнем углу. Теперь поучаствовать в обновлении Яндекс.Карт могут все желающие. С помощью редактора можно отметить на карте любые изменения вокруг: например, снесённый дом или только что построенную школу.

Никаких специальных навыков для редактирования карты не требуется, внести правку можно за считанные минуты. Все исправления проходят модерацию и после этого появляются на Картах. Обновления будут происходить каждый месяц.


Павел Гущин, руководитель проектов Яндекс.Карт:

Павел Гущин, руководитель проектов Яндекс.КартВ штате Яндекса есть профессиональные картографы. Они работают над созданием и актуализацией наших карт. Но разумеется, мы не можем уследить абсолютно за всем, что происходит в городах страны. А что-то меняется каждый день: появляются новые здания, исчезают старые, открываются магазины и детские сады. Первыми обо всех изменениях узнают жители ближайших районов — и они же могут сообщить об этом миллионам пользователей, внеся уточнение в редакторе

Яндекс.Карты доступны на сайте maps.yandex.ru и в виде мобильных приложений — например, Карты, Навигатор, Транспорт, Парковки, — для разных операционных систем. Мы очень ждём ваших комментариев и пожеланий. Пожалуйста, пишите нам, что вы думаете о новых Картах.

.


@темы: ya.ru:author:24856902, ya.ru:text, Карты

12:06 

Интернет в регионах России

Яндекс выпустил очередное — уже восьмое по счёту — исследование, посвящённое интернету в России. Задача исследования — отобразить основные показатели развития интернета: как в отдельных регионах, так и в стране в целом. Для этого мы используем информацию из нескольких источников. Это данные от сервисов Яндекса — например, Метрики и Справочника Яндекс.Карт, — а также сведения от Фонда «Общественное мнение», исследовательской группы TNS и компании GfK.

В 2014 году аудитория интернета в России составила 72,3 миллиона человек — именно столько людей выходили в сеть хотя бы раз в месяц. 83% из них пользовались интернетом каждый день. Темпы роста аудитории сохранились на уровне 2013 года: за год в стране появилось 6 миллионов новых пользователей. По проникновению интернета — то есть доле интернет-пользователей среди населения — Россия опережает другие страны СНГ и Грузию.

Среди отдельных регионов проникновение интернета выше всего в Москве и Санкт-Петербурге. Там в сеть хотя бы раз в месяц выходят 77% населения. Самый низкий уровень проникновения интернета, 57%, — в Приволжском федеральном округе.

Всё больше людей выходят в интернет со смартфонов и планшетов. Если в 2013 году доля мобильных пользователей среди всех пользователей интернета составляла 56%, то в 2014 году — уже 68%. Самое высокое в стране проникновение мобильного интернета — в Северо-Кавказском федеральном округе, а самое низкое — на Урале. У владельцев мобильных телефонов самой популярной платформой остаётся Android, а на планшетах по-прежнему лидирует iOS.

Самый дорогой в стране интернет — на Дальнем Востоке. Тарифы на мобильный интернет там начинаются от 530 рублей в месяц. Фиксированный широкополосный доступ в сеть стоит в среднем 600 рублей, и скорость загрузки при этом относительно невысока — всего 4 Мбит/c. Самый быстрый фиксированный интернет — в Санкт-Петербурге и Москве. Он же один из самых дешёвых: на скорость в 15-20 Мбит/с в столицах можно рассчитывать за 300 рублей абонентской платы.

Подробнее об этих и других показателях развития интернета в России читайте в полном тексте исследования. Бюллетени за предыдущие года можно найти здесь.

.


@темы: ya.ru:author:24856902, ya.ru:text, исследования

13:39 

Яндекс.Карты на улицах городов

Миллионы людей пользуются Яндекс.Картами в интернете, но почти не встречают их на улицах. Мы решили это исправить и разместить в городах печатные карты — чтобы они помогали прохожим ориентироваться на месте. Мы обратились с этой идеей в несколько крупных городов. На старте откликнулись Омск, Казань и Волгоград: нас поддержали как местные власти, так и рекламные операторы, которым принадлежат щиты и другие рекламные поверхности.



Первый проект был запущен весной прошлого года в Омске — совместно с Министерством культуры Омской области. Мы решили создать своего рода путеводители по городу. Коллеги из министерства составили список интересных мест. Мы подготовили и напечатали макеты. А места для размещения макетов предоставил один из операторов наружной рекламы. Гуляя по Омску, теперь можно подойти к карте и узнать, что интересного есть поблизости, почитать любопытные факты из истории города, посмотреть режим и часы работы музеев. В феврале этого года аналогичный проект стартовал в Волгограде.


Яндекс.Карты в Омске. Макет в полном размере




Немного другой проект мы запустили в Казани вместе с городским Комитетом по транспорту. Там стояла задача рассказать о маршрутах общественного транспорта, чтобы людям было проще выбрать нужный автобус или трамвай. И в декабре прошлого года на остановках Казани появились макеты, созданные на основе Яндекс.Карт. На каждом макете представлена схема движения транспорта, который следует через остановку, и карта местности в радиусе 1,5-2 километров от неё. Прохожие могут не только выбрать подходящий транспорт, но и узнать о находящихся поблизости объектах — магазинах, школах и так далее. Макеты подготовлены на русском и английском языках, чтобы ими могли пользоваться и местные жители, и иностранные гости.


Яндекс.Карты в Казани. Макет в полном размере




Подобные проекты делаем не только мы. Иногда к нам приходят общественные организации или компании, которые хотят напечатать карту с расположением определенных объектов. И мы с удовольствием помогаем всем, кто делает полезные для городов проекты. А чтобы с нами было удобнее работать, мы создали сайт «Карты в городе». Там есть примеры уже готовых проектов и удобные формы для отправки запроса. Если у вас есть хорошая идея и для её реализации нужна карта, напишите нам через сайт. Мы или бесплатно выгрузим вам нужный фрагмент карты, или предложим другой формат сотрудничества.


Команда Яндекс.Карт


.


@темы: ya.ru:author:5105614, ya.ru:text, Карты, решение задач

14:20 

Карты по интересам

Недавно мы выпустили исследование про то, что люди ищут в связи с разными странами. Для него мы проанализировали более 200 тысяч случайных запросов автоматически и около 25 тысяч — вручную. В результате исследование получилось очень большим, и всё равно осталось ещё много интересного.

Например, мы посчитали, сколько запросов по определённым темам задают о разных странах, и нарисовали карты. Чем темнее закрашена страна, тем больше про неё запросов по каждой теме, то есть — тем сильнее ей интересуются в связи с этой темой. Интерес людей показывает, насколько сильно влияние каждой страны в определённой области.

Скажем, туризм. Больше всего запросов об отдыхе в Египте, более 900 тысяч в месяц. Следующие по привлекательности страны — Турция, Таиланд, Белоруссия, Финляндия и Вьетнам.


По клику на изображение можно перейти на полные карты. Нужную тему выберите в правом верхнем углу.



Или кино. Индийские и турецкие фильмы и сериалы вне конкуренции, о них спрашивают ещё больше, чем об отдыхе в Египте — более 1,3 и 1,1 миллиона запросов в месяц соответственно. Индийское кино ищут больше, чем американское, корейское и французское вместе взятые.


По распространению национальных кухонь лидируют Грузия, Китай и Узбекистан. Но вообще кулинарные предпочтения пользователей Яндекса очень разнообразны — среди стран, про которые часто спрашивают в связи с кулинарией, есть и страны Закавказья, и азиатские, и европейские.



Другие карты (эмиграция, музыка, порно и т.д.) смотрите здесь, а всё остальное про разные страны в поиске Яндекса — читайте в исследовании..


@темы: ya.ru:author:24856902, ya.ru:text, Поиск, исследования

13:01 

Первые лауреаты стипендии имени Сегаловича

В прошлом году Яндекс учредил стипендию имени Ильи Сегаловича для студентов и аспирантов факультета компьютерных наук Высшей школы экономики. Она выдаётся на один год за успехи в учёбе и научной деятельности. Сегодня мы рады объявить имена первых лауреатов этой стипендии.



Стипендию получили 16 человек: Тимур Бадретдинов, Михаил Дубов, Степан Зимин, Вадим Калашников, Наталья Корепанова, Илона Папава, Александр Пономаренко, Анна Потапенко, Айдар Сайранов, Полина Святокум, Ярослав Сергиенко, Исмаил Хамитов, Евгений Цымбалов, Андрей Шестаков, Иван Шугуров и Рамиль Яруллин. Поздравляем!

Декан факультета компьютерных наук Иван Аржанцев и стипендиатка Наталья Корепанова

Декан факультета компьютерных наук Иван Аржанцев и стипендиатка Наталья Корепанова




У многих стипендиатов уже есть серьёзные научные работы и достижения. Cтудентка магистратуры Наталья Корепанова несколько лет занимается анализом эффективности лечения детского лимфобластного лейкоза. Работы аспиранта Александра Пономаренко на тему исследования и разработки алгоритмов поиска в распределённых масштабируемых хранилищах данных публиковались в международных научных журналах. Ещё один аспирант факультета, Анна Потапенко, изучает статистический анализ текста и опубликовала уже 10 научных работ на эту тему.



Среди стипендиатов не только аспиранты и студенты старших курсов, но и первокурсники, многие из которых являются победителями и призёрами олимпиад по математике и программированию. Например, студент первого курса Айдар Сайранов, который входит в число 50 лучших спортивных программистов мира и сейчас готовит свою команду к участию в финале чемпионата мира по программированию ACM в Марокко.



Факультет компьютерных наук ВШЭ был открыт в прошлом году при участии Яндекса. Это одно из немногих мест в России, где можно получить системное образование в области хранения и обработки больших данных. В ближайшие выходные, 4 и 5 апреля, в Москве состоятся День открытых дверей для поступающих в магистратуру факультета компьютерных наук и День для школьников. Всю информацию о них вы можете найти на сайте факультета..


@темы: ya.ru:author:5105614, ya.ru:text, наука и образование

15:23 

Новая Яндекс.Почта для iPhone

Мы обновили Яндекс.Почту для iPhone. Приложение изменилось во всём: у него новый интерфейс и новые возможности.





Теперь Яндекс.Почта позволяет работать с несколькими аккаунтами параллельно, читать письма и отвечать на них без интернета, легко и быстро разбирать корреспонденцию. Больше о том, что нового появилось в приложении, читайте в блоге Яндекс.Почты..


@темы: ya.ru:author:5105614, ya.ru:text, Почта, мобильные приложения

16:09 

Школа анализа данных объявляет набор

Яндекс открывает новый набор в Школу анализа данных. Это двухгодичные вечерние курсы для тех, кто хочет получить образование в области обработки и анализа данных и извлечения информации из интернета. Школа требует хорошей математической подготовки и рассчитана прежде всего на студентов и молодых выпускников инженерных и математических специальностей.





В Школе анализа данных можно получить знания, которых нет в программах большинства университетов. Студенты школы изучают машинное обучение, методы обработки больших данных, компьютерное зрение, информационный поиск и другие области компьютерных наук под руководством специалистов, которые работают в IT-индустрии или занимаются современной наукой.



Если вы хотите поступить в ШАД, заполните анкету на сайте школы до 15 мая. После этого вы получите письмо со ссылкой на онлайн-тест по математике и основам программирования. Всех, кто успешно справится с тестом, мы пригласим на письменный экзамен, который состоится в конце мая – начале июня. Лучшим по результатам экзамена предстоит пройти собеседование, по итогам которого будет принято окончательное решение.



На сайте школы вы можете изучить экзаменационные задания прошлых лет и узнать, к чему стоит готовиться. Познакомиться с преподавателями школы и узнать о новом направлении «Большие данные» можно будет на Дне открытых дверей ШАД. Он состоится 19 апреля в московском офисе Яндекса, для участия необходимо зарегистрироваться.



Занятия в ШАД проводятся по вечерам в будние дни. Учиться в школе можно очно или заочно, по видеолекциям. Во время обучения или после окончания школы студенты могут пройти стажировку в Яндексе.



Школа анализа данных существует с 2007 года и выпустила более 300 специалистов, многие из которых занимаются наукой, работают в Яндексе и других крупных IT-компаниях в России и за рубежом. Отделения ШАД существуют в Санкт-Петербурге (в рамках Computer Science Center), Новосибирске, Екатеринбурге, Минске и Киеве..


@темы: ya.ru:author:5105614, ya.ru:text, ШАД, наука и образование

Блог Яндекса

главная